Основные понятия систем веб-аналитики

Веб-аналитика – это набор методологий и инструментария для сбора и анализа данных о посещаемости интернет-сайта. Другими словами, веб-аналитика – это та линейка, которой мы собираемся измерять эффективность продвижения сайта.





Современные системы веб-аналитики имеют простой и понятный интерфейс и позволяют новичку легко увидеть общую картину посещаемости веб-сайта. На практике сложность вызывают некоторые понятия, на которых основываются отчеты аналитических систем. История некоторых терминов уходит корнями в те времена, когда инструменты учета посещаемости использовали не интернет-маркетологи, а IT-специалисты, которые не утруждали себя адаптацией определений для широких масс неискушенных пользователей. Другие термины нуждаются в пояснении из-за того, что разные системы веб-аналитики могут трактовать их различными способами в силу особенностей учета данных о посещаемости. Введение в широкую тему веб-аналитики следует начать с изучения базовых определений, которые пригодятся при изучении дальнейших материалов.

Трафик

В широком смысле под трафиком (traffic) понимается весь объем информации, передаваемый между посетителем и сервером. На практике системы веб-аналитики используют термин «трафик» для характеристики разных способов посещения веб-сайта. К примеру, поисковый трафик включает переходы на сайт из поисковых систем. Прямой трафик – это посещения веб-сайта путем ввода адреса сайта в адресной строке или путем перехода из закладки веб-браузера.

Хит

Хит (hit) – засчитанное обращение к странице. В современных системах веб-аналитики «хит» вытесняется более понятным понятием «просмотр страниц». Первоначально определение «хит» использовалось в анализаторах логов для описания обращения к любому файлу: веб-странице, изображению, файлу стилей и т.п. В системах, основанных на коде учета, хитом называют только обращения к обычным страницам.

Хост

С точки зрения веб-аналитики, хост (host) – это компьютер или любое другое устройство, с которого было зафиксировано обращение к веб-сайту. Хост равнозначен IP-адресу этого устройства, то есть  уникальному сетевому адресу. Проблема понятия «хост» заключается в том, что оно не характеризует посетителя веб-сайта из-за ряда особенностей использования IP-адресов на практике.

Особенность 1. Хостов меньше, чем посетителей

Офисные компьютерные сети организованы таким образом, что компьютеры сотрудников компании не подключены к сети Интернет напрямую. Доступ в глобальную сеть осуществляется при помощи одного сервера (ряда серверов в крупных организациях).  В этом случае, система веб-аналитики, которая производит учет хостов, зафиксирует всего один хост, несмотря на то, что сайт посетили сотни сотрудников организации.

Особенность 2. Хостов больше, чем посетителей

С другой стороны, один пользователь домашнего интернета может получать разные IP-адреса в течение короткого промежутка времени. Пользователь модема или мобильного устройства может зайти на веб-сайт, затем потерять связь с сетью, переподключиться с новым IP-адресом и продолжить серфинг. В этом случае для посетителя произошедшее будет выглядеть как одно посещение, а для системы, учитывающей хосты, как два разных визита.

Оба случая – это широко распространенная практика, поэтому понятие «хост» не характеризует посетителя. Использовать эту метрику нужно весьма осторожно, имея в виду то, что она практически лишена смысла.

На практике системы, которые фиксируют хосты, показывают количество хостов меньшим, чем количество посетителей. Следует помнить, что количество посетителей, основанное на учете куки, является более точной характеристикой.

Куки

Куки (cookie) – небольшой фрагмент данных, который хранится у посетителя. На текущий момент, куки является лучшим способом идентификации пользователей. В этом случае в куки хранится идентификатор сеанса, благодаря которому разрозненные запросы посетителя объединяются в одно посещение (сеанс).

Интернет-бот

Интернет-бот (спайдер, робот, bot, crawler) – это программа, которая посещает страницы веб-сайта с определенной целью. Такой целью может быть:

  • обновление поискового индекса (поисковый бот),
  • сбор email-адресов, размещенных на страницах (спам-бот),
  • поиск нужной информации,
  • создание экстремальной нагрузки на веб-сервер (боты для DDOS-атак).




Автор: Андрей Астахов

Забавное видео

Этот 5-ти летний малыш удивит вас своими баскетбольными навыками!


Нужны деньги до зарплаты?

более 30 сервисов

Кредиты онлайн на карту за 15 минут

от 0,01%

ставка

до 180 дней

макс срок

до 20 000 грн.

макс сумма