Стартап-инкубаторы и бизнес-акселераторы в Украине: что и где искать?

Prosto ли понять, что собой представляют бизнес-инкубаторы и акселераторы, какие стартапы наиболее востребованы у инвесторов? Обзор актуальных программ украинских акселераторов представляет Prostobiz.ua





Главное отличие инкубаторов и акселераторов для бизнеса заключается в том, что в инкубаторе движущей силой является место (инфраструктура), где ваша команда будет сидеть и творить, а в акселераторе – ценность, которую может нести в себе ваша инновация для рынка.

В инкубаторе все направлено на создание бизнеса, даже если человек пришел один с идеей. Здесь он может встретить близких по духу людей, которые помогут разобраться, насколько хороша идея.

В акселераторе сразу проверяется на живучесть и сама идея, и продукт/сервис, который она несет. Но туда стоит приходить с уже укомплектованной командой. Главное, чем акселератор поможет – выйти на рынок с новой концепцией продукта, чтобы получить подтверждение от потенциальных клиентов о его необходимости и ценности.

Итак, если вы ищете место для реализации ваших идей, а также если вам не хватает соратников в команду – вам в бизнес-инкубатор. Если вы имеете вполне самостоятельный коллектив, создавший продукт и нуждающийся в совете профессионалов о том, как эффективнее вывести его на глобальный рынок или как получить положительные отзывы от первых покупателей – вам в бизнес-акселератор.

А теперь о сервисе. Инкубаторы оказывают, в основном, консалтинговые услуги и помогают презентовать проект инвестору. Иногда – обеспечивают будущих предпринимателей офисом, финансами и технической базой, организовывают образовательные мероприятия. В некоторых случаях также предлагаются небольшие инвестиции.

Инкубаторы, сосредоточившиеся исключительно на консалтинге, как правило, не выдвигают строгих правил отбора проектов. Их клиентом может стать каждый предприниматель или команда с идеей, а также с желанием ее воплощать.

Что касается акселераторов, они работают индивидуально с проектом, прошедшим конкурс, привлекая финансовые ресурсы и опытных экспертов-менторов. Главная их задача заключается в том, чтобы совместно со стартаперами за ограниченный период создать инвестиционно-привлекательный продукт на уровне рабочей версии или прототипа. Нередко такие проекты впоследствии получают венчурное финансирование от фондов, работающих напрямую с данным акселератором.

Cтать участником акселерационной программы, получить офисное помещение и первичное финансирование сложнее, поскольку в данном случае скрупулезнее отбираются идеи и проекты, оценивается их инвестиционный потенциал. В акселераторы обычно приглашают высокотехнологичные проекты, подающие надежды на серьезный рост.

Перечень сервиса, который получает участник акселератора таков:

  1. Менторство – работу с предпринимателями специалистов разных направлений. Это могут быть технологические, финансовые, юридические специалисты, бизнес-консультанты. Для работы в акселераторах приглашаются успешные предприниматели, активно проводятся образовательные программы, мастер-классы, коучинг.
  2. Обучение – помимо менторства и консультаций непосредственно по проекту, многие программы включают мастер-классы, стажировки, лекции, воркшопы в смежных областях. Таким образом, команды могут добрать знания, которые окажутся необходимыми в дальнейшем для развития бизнеса.
  3. Инфраструктура – акселераторы предоставляют проектам офисное пространство для работы. Команда обеспечивается офисной техникой, доступом в интернет. Это обуславливает локальную привязку акселераторов: командам нужно переехать в город проведения программы.
  4. Информационная поддержка – акселераторы являются брендами, обладают связями и медийным влиянием, поэтому проекты получают широкое освещение в прессе еще на момент попадания в программу.
  5. «Предпосевные» («pre-seed») инвестиции – финансовая поддержка необходима стартапам для вхождения в программу. Во многих акселераторах инвестпартнеры участвуют на этапе рассмотрения заявок, и только те проекты, которые получают «предпосевные инвестиции», могут участвовать в акселераторе. «Pre-seed инвестиции» покрывают расходы команды на протяжение работы в стартапе и позволяют заказывать сторонние разработки для подготовки прототипа проекта.
  6. Связи с инвесторами. Стартапы, работающие в акселерационных программах, изначально привлекают внимание инвесторов. Это объясняется тем, что среди инвесторов акселераторы заработали хорошую репутацию. В акселераторы изначально попадают наиболее конкурентоспособные, сильные и перспективные проекты. Потенциально связи с инвесторами, которые получаются участники акселератора, повышают шансы на привлечение следующих раундов инвестиций.

В настоящее время в Украине действует несколько активных бизнес-акселераторов.

Название

База

Составляющие программы

Стоимость

Менторы

Growth UP

Консалтинговая компания Bay View Innovations

  1. Учебная сессия (1 месяц или 45 часов)
  2. Поездка в Европу и Америку (2 месяца).
  3. Работа с мировыми инкубаторами в Америке и Европе (Seedсamp, 500s и др.)
  4. Инвестиции ($50-100 тыс. ежегодно 1-2 лучшим выпускникам)

 

Вход в учебную сессию 1200 грн. каждому проекту. Growth UP получит 5% доли от уставного капитала проекта

Всеволод Гаврилюк (Semanticforce), Артем Яремчук (KitApps), Алексей Лазоренко («ПодорожникИ»), Артем Завьялов (Endorphin)

Polyteco

КПИ

  1. Инфраструктура
  2. Экспертиза и консультации
  3. Инвестиции (Green Pickle International Ltd (Ireland), Exigen Capital (USA), Helix Ventures (USA), System Analysisand Decisions (USA)

«Киевская политехника» получает от 5-20% доли в уставном капитале стартапа.Стартовый капитал стартапам не предоставляется.

Вик Корсун и Михаель Эиник (Scienceand Technology Centerin Ukraine), Алек Милославский и Слава Критов (Exigen Capital), Эстер Дайсон (EDventure), Деклан Гордон Кэрролл (Green Pickle InternationalLtd), Боб Айофис и Татьяна Померанцева (System Analysisand Decisions)

East Labs

Владельцем выступает Виктор Пинчук через инвестиционно-консалтинговую группу East One

  1. Учебная программа (4 месяца). Каждый стартап получает по 3 рабочих места
  2. Инвестиции ($20 тыс. на развитие и продвижение продукта)
  3. Сопровождение, в том числе юридическое

East Labs получает 15% доли в стартапе.

Дмитрий Лисицкий (United Online Ventures), Игорь Ким (GIV Capital), Владислав Рашкован (UniCredit Bank), Виктория Тигипко (TA Venture), Александ Ольшанский (Internet Invest Group)

Founder Institute

Основателем в Украине стал Вице-Президента компании KM Core Богдан Купич, штаб-квартира находится в Кремниевой Долине

  1. Учебная программа (4 месяца). Вечерние занятия раз в неделю
  2. Отбор участников в бонус-пул (премиальный фонд), что дает право получать долю от прибыли фонда
  3. Сопровождение и инвестирование.

Founder Institute приобретает 3,5% акций по рыночной стоимости.

Первая инвестиция в компанию составляет от 50 000 долларов. Стоимость курса 600 долларов.

Адам Бенсон, Адео Ресси, Питер Джеймс, Рол Форд

Wanna Biz

 

  1. Отбор команд (2 месяца). Инкубатор выбирает 3-4 основных проекта и 8-10 запасных
  2. 20 тыс. долларов стартового капитала
  3. Сопровождение (1 месяц)

Wanna Biz получает долю в компании в 10-25%

Андрей Колодюк и Евгений Сысоев (AVentures), Вадим В. Роговский (AdCenter), Павел Башмаков (Stanfy), Артём Бородатюк (Netpeak), Евгений Царюк (In Web), Александр Борняков (Soft Technics), Кирилл Проскурня (MMU Business School)

Happy Farm

 

Учебная программа (2 месяца)

Стажировка в США (1 месяц)

Пост-девелопмент (2 месяца)

 

Happy Farm получает 15% корпоративных прав в стартапе, оказывает услуги на 70 тыс. долларов

Влад Воскресенский (InvisibleCRM), Брайан Сатьянатан (EmergingTechnologies в Turner), Джон Нордмарк (UsingMiles.com), Пол Азоян (GoogleVentures), Джиджи Вонг (MIT / Stanford Venture Lab)

iHUB

Правительство Норвегии совместно с SIVA (Государственная корпорация индустриального развития Норвегии) и Торгово-промышленной палатой Украины

  1. Инфраструктура
  2. Тренинги и менторство
  3. Глобальная сеть, тематические события

 

iHUB не получает доли в проекте. Обучение стоит 399 грн. в месяц, при этом первый месяц бесплатный

 

Отметим, что взаимоотношения стартапера с инкубатором могут строиться как на платной, так и на бесплатной основе. В первом случае за фиксированную плату предприниматель получает доступ к обучающей программе, семинарам и коучинговым сессиям. Бесплатное участие возможно в том случае, если деятельность инкубатора или конкретную программу финансируют потенциальные инвесторы, которые затем выбирают среди участников проекты для совместного развития. Размер доли в стартапе, который получает акселератор, варьируется в зависимости от объема финансирования, нематериального вклада и т.д.

Как сделать стартап более привлекательным для бизнес-инкубаторов?

  1. Основой привлекательности любого проекта, позволяющей как продать стартап, так и привлечь в него инвестиции, является грамотная презентация. В презентации не используйте замысловатых шрифтов, огромных таблиц и мелких надписей и рисунков – на большом экране всего этого не видно, а впечатление от презентации портится;
  2. Обращайте внимание на соседние рынки – иногда там можно подметить что-то крайне интересное, что в остальном мире упустили из вида;
  3. Не старайтесь просчитать все возможные микро-нюансы. Выбирайте одно основное направление и презентуйте – все равно любой бизнес-план не выдержит первой встречи с реальным рынком и потребует изменений;
  4. Оценивайте свой собственный товар или услугу с точки зрения его пользователей; если это возможно, используйте фокус-группы «потребителей» для выявления недостатков товара или услуги;
  5. Выбрасывайте из проекта все, кроме самого главного. Помните Закон Парето: лишь 20% усилий дают 80% итогового результата.




Автор: Оксана Ярмак

Забавное видео

Этот 5-ти летний малыш удивит вас своими баскетбольными навыками!


Нужны деньги до зарплаты?

более 30 сервисов

Кредиты онлайн на карту за 15 минут

от 0,01%

ставка

до 180 дней

макс срок

до 20 000 грн.

макс сумма