Как крупные компании сражаются за лидерство в сфере мобильных платежей

Мобильные платежи — довольно обширная сфера, которая в настоящее время находится в центре внимания. Крупные игроки вдруг осознали, какие возможности открываются им с их многомиллионной пользовательской базой. Не желая отдавать все лавры стартапам, корпорации решили принять участие в гонке.





Apple

Компания Apple планировала разработку собственной системы платежей еще в 2010 году. Тогда ходило много слухов, однако они не были ничем подтверждены. И вот, наконец, стало известно, что компания проводит переговоры о найме топ-менеджеров из отрасли мобильных платежей. Если раньше мы могли лишь догадываться о намерениях корпорации, то сейчас все стало более чем очевидным.

«Сфера мобильных платежей нам интересна. Это одна из вещей, над которыми мы размышляли, создавая Touch ID. Взглянув на демографию наших клиентов и сумму сделок, которые проходят через устройства Apple, можно заметить, что открываются большие возможности», —  заявил Тим Кук.

Казалось бы, корпорация может сотрудничать с существующими технологиями, внедрив их в свою систему, но факты говорят об обратном. Известно, что PayPal вела переговоры с Apple по поводу системы мобильных платежей, однако это не привело к каким-либо результатам. Также корпорация довольно усердно удаляла bitcoin-приложения из Apple Store, что говорит о нежелании разрешать пользователям использовать криптовалюту для совершения покупок. Ходили слухи о возможной покупке платежного сервиса Square компанией Apple, однако они так и остались слухами. Таким образом, ИТ-гигант явно нацелен на создание собственной платежной системы.

Корпорация имеет более 575 миллионов учетных записей пользователей с привязанными картами в iTunes. Использование этих счетов для совершения платежей даст огромные возможности. 

На данный момент ряд игроков, таких как Square, оказывают услуги принятия мобильных платежей. Однако большинство таких систем страдают от недостаточной безопасности при проведении операций, а также недостаточно налаженной работы между продавцами, банками и компаниями, предоставляющими платежные услуги. У Apple эти проблемы отсутствуют: пользователи привыкли совершать покупки через iTunes, так что включить пользовательскую базу в новую систему платежей не составит большого труда. Более того, это отвечает стратегии компании, которая стремится связать пользователя с его девайсом и экосистемой. Корпорация намерена добиться того, чтобы человек мог оплачивать физические товары, используя лишь свой телефон. Этому способствует как новая технология Touch ID, так и слухи о возможном появлении технологии NFC (бесконтактные платежи) в новом iPhone. Так что ключевой вопрос не «если компания это сделает», а «когда компания это сделает». 

Google 

В мае 2013 года Google анонсировала новую функцию, с помощью которой можно отправлять деньги через Gmail. Пользователь привязывает к своему почтовому ящику аккаунт Google Wallet и получает возможность перевода средств бесплатно (с банковского счета) или за небольшой процент (с кредитной карты). В то время как нововведение было доступно с прошлого лета тем, у кого есть Google Wallet, похоже, что сейчас корпорация намерена сделать его доступным для всех. Руководство не комментирует данное утверждение, а полноценный запуск сервиса планируется в течение 18 месяцев.

Однако Google не особо заботит, собираетесь ли вы отправлять средства через новую службу. Миссия компании — заставить человека зарегистрироваться в Google Wallet и ввести информацию о данных своего банковского счета и кредитной карты. Таким образом, корпорация может запросто перепрыгнуть своих конкурентов, таких как PayPal или Square, по количеству пользователей. Например, пользовательская база PayPal составляет 143 миллиона активных счетов в противовес 425 миллионам пользователей Gmail (по состоянию на июнь 2012 года).

Очевидно, что Google столкнется в этой гонке с Apple, которая является очень серьезным соперником. Схема у двух компаний одинаковая: сначала вы заманиваете пользователя и получаете его платежные данные, затем предлагаете различные варианты того, как он может использовать девайс и софт компании для совершения платежей. Даже, если корпорации будут получать небольшую прибыль на первых порах, они могут открыть для себя новый источник дохода. А когда это станет реальностью, IT-гиганты смогут с легкостью обогнать Square в ее попытках заполучить часть рынка платежей по кредитным картам объемом в триллионы долларов ежегодных операций.

Facebook

Facebook произвела фурор, когда Financial Times сообщила, что компания в скором времени получит лицензию на работу с электронной валютой в Ирландии. Лицензия позволит жителям Ирландии хранить и переводить средства через сайт или мобильное приложение. Компания не комментирует данную новость. Однако становится очевидным, что пройдет какое-то время, прежде чем Facebook сможет убедить 1,3 миллиарда пользователей в надежности и безопасности таких переводов.

Если информация подтвердится, то это мало кого удивит, так как компания заявила, что будет развиваться согласно стратегии,  представленной в ежегодном докладе для инвесторов: «Для развития нашей системы платежей, а также смягчения нормативной неопределенности, мы получили несколько лицензий на осуществление платежной деятельности в США и Европе, что позволит соблюдать законы в этой области».

Facebook входит в «Банду 5» наряду с Apple, Amazon, eBay/PayPal и Google. Эти компании стремятся извлечь максимальную выгоду из развития мобильных технологий. Несмотря на явное отставание от своих конкурентов в технологическом развитии, именно сейчас настало время задуматься о внедрении электронных платежей, используя свое неоспоримое преимущество: огромную пользовательскую базу. Руководство социальной сети уделяет большое внимание мобильным продуктам. «Мы уделяем много внимания развитию наших мобильных продуктов и их адаптации для различных платформ, включая смартфоны, планшеты и мобильные телефоны. Кроме того, мы сотрудничаем с операторами, производителями аппаратного обеспечения, а также разработчиками для улучшения сервисов Facebook на мобильных устройствах», — сообщается в годовом отчете. По состоянию на декабрь 2013 года, компания насчитывала 556 миллионов ежедневных активных мобильных пользователей, 195 миллионов из которых расположены в Европе, 147 миллионов — в США и Канаде, а остальные — в Азии и других странах. 

С одной стороны, у компании самая большая пользовательская база, по сравнению с остальными членами «Банды 5». С другой — Facebook сталкивается с многочисленными барьерами для выхода на рынок и вынуждена разрабатывать систему с нуля. Социальная сеть уже имела опыт работы с платежами. Создав Facebook Credits для использования в качестве валюты внутри игр, таких как Farmville, компания была вынуждена отказаться от этой идеи. Пользователи жаловались на то, что система кредитов запутанная и не дает информации о том, сколько на самом деле человек тратит в игре. Пользователи, как и всегда, хотели простоты. Также Facebook создала Gifts, с помощью которого можно было посылать материальные подарки людям. Однако и эта функция не нашла отклика у людей, а сервис был закрыт в августе прошлого года.

Очевидно, что компания сталкивается с постоянно изменяющимися потребностями пользователей. Но, в конечном итоге, успех платежей зависит от того, как Facebook преподнесет этот сервис. Если компания сможет гарантировать конфиденциальность, а с этим у нее большие проблемы, то пользователи оценят это. С другой стороны, остается проблема утечки данных и угроза перехвата транзакций хакерами. Европа кажется странным выбором для внедрения сервиса, хотя имеет низкие барьеры для выхода на рынок. Компания может запустить сервис, изучить реакцию потребителей, усовершенствовать технологию, и после этого развивать её в других странах. Если успех Apple довольно очевиден, то с Facebook всё не так гладко. Компании еще придется столкнуться с PayPal в области персональных платежей, и с Western Union, а также MoneyGram в области международных переводов. Но самое главное: Facebook нужно убедить пользователей в безопасности сервиса и целесообразности использования. А вот это уже под большим вопросом. 

Square 

Когда речь заходит о мобильных платежах, то нельзя не упомянуть о Square. Сервис, созданный одним из основателей Twitter Джеком Дорси, находится в центре внимания по нескольким причинам. Во-первых, компания получила очередную кредитную линию на 200 миллионов долларов. Пока не известно, на что пойдут средства: для выхода на IPO или, наоборот, на самостоятельное развитие в будущем за счет заемных средств. Сервис был запущен относительно недавно, в 2009 году, но произвел настоящий переворот в сфере мобильных платежей. Индустрия осознала, что мобильные POS-системы открывают возможности для малого и среднего бизнеса, о которых предприниматели не могли даже мечтать. Как и следовало ожидать, Square породила множество аналогичных сервисов по всему миру. В одном лишь Китае насчитывается несколько десятков клонов сервиса. 

Казалось бы, при всей гениальности идеи, компания переживает не лучшие времена. Во-первых, деятельность Square осуществляется за счет заемных средств. Выручка компании за 2013 год составила $500-600 миллионов. Однако большая часть этой суммы была направлена на погашение кредитов, а чистая прибыль составила $100-200 миллионов. Не так уж много для лидера в своей сфере. Проблемы не только в том, что компании выгодно развиваться за счет предоставляемых кредитов, а не за счет инвестиций. Похоже, руководство и само не знает, как эффективно управлять компанией. Например, ошибочное ценообразование привело к снижению цен на некоторые продукты Square. А контракт со Starbucks, согласно которому оплата в кофейнях должна осуществляться через приложение Square, кажется нелепым потому, что у крупной сети есть свое аналогичное приложение для оплаты. 

Руководство всеми силами пытается исправить ситуацию. Например, в компанию переманили бывшего продакт-инженера Facebook Гокула Раджарама, который занимается разработкой новых продуктов. По замыслу, новые предложения от Square смогут облегчить деятельность продавцов, а также появится аналитика и, возможно, абонентские предложения. Во-вторых, все чаще стали ходить слухи о возможной покупке сервиса платежей крупными компаниями. Возможными претендентами на приобретение выступают Google, Apple и PayPal. Однако руководство Square отрицает подобную информацию: «Мы никогда не вели переговоры о продаже с Google и, хотя мы признаем, что являемся лакомым кусочком для ряда крупных компаний, никогда не задумывались о продаже компании». 

Несмотря на то, что сервис отрицает слухи о продаже, это было бы одним из лучших вариантов. Крупные игроки готовы предложить потенциальную сумму в $8 миллиардов, что, при отсутствии прочной бизнес-модели у компании, было бы идеальным предложением. Как бы то ни было, сервис переживает не лучшие времена, а возможность выхода на IPO находится под большим вопросом. 

PayPal 

В то время, как крупные компании лишь задумываются о мобильных платежах, а небольшие стартапы привлекают сотни миллионов долларов инвестиций, PayPal старается не отставать и сохранить лидерские позиции. В 2013 году объем транзакций через систему составил $180 миллиардов, а выручка выросла на 20% до $6,6 миллиардов. Компания, основанная такими культовыми личностями, как Элон Маск, Питер Тиль и Макс Левчин, является частью интернет-аукциона eBay, но эксперты прогнозируют, что для успешного развития в будущем PayPal необходимо стать самостоятельной. Будучи частью огромной корпорации, сталкиваешься с проблемами внедрения инноваций, на которых основано доминирование на рынке. За последние годы сервис потратил $1 миллиард на скупку перспективных стартапов, запустил 28 новых продуктов, а также сосредоточился на мобильных платежах, объем которых достиг $27 миллиардов в 2013 году. 

Руководство стремится сделать PayPal всеобъемлющим средством платежей, который будет доступен повсюду, а пользователи смогут оплачивать услуги с помощью пары движений. Однако платежный гигант понимает, что для достижения успеха на мобильном рынке ему придется очень постараться. Более того, нужно суметь убедить как продавцов, так и потребителей в удобстве и необходимости использования сервиса. Компания обладает технологией и необходимой инфраструктурой для внедрения платежей. Если PayPal будет не только стараться догонять своих соперников, но еще и сосредоточится на перспективных сферах, таких как бесконтактные платежи, то сможет захватить существенную долю рынка. 

В России 

Успех сервиса мобильных платежей Square породил множество клонов по всему миру, и Россия не стала исключением. На данный момент ключевыми игроками российского рынка являются iPay, Sum Up, Pay Me, 2can, SimplePay, LifePay, Термит, ibox, Paybyway, RBK Card. Некоторые из них функционируют в качестве системы платежей, такие как 2can. Другие же, по словам их руководства, являются интеллектуальной системой помощи бизнесу.

Стало очевидно, что рынок мобильных платежей имеет большие перспективы и сулит огромные прибыли будущим лидерам отрасли. По словам J’son & Partners Consulting, оборот средств на этом рынке в России превысит 2,6 триллиона рублей к концу 2017 года. Прирост мобильных сервисов достигнет отметки 33% в год.

На данный момент компании сосредоточены на предоставлении мобильных mPOS-терминалов, которые присоединяются к смартфону через аудио-вход. Таким образом, система позволяет малому и среднему бизнесу начать принимать оплаты с помощью карт, не тратя огромные средства на приобретение POS-аппаратов. Компания-поставщик услуг взимает 2,75% (в среднем) за предоставляемые услуги. Некоторые предлагают своим клиентам уменьшение процента по транзакциям с возрастанием объема операций. Но эта модель постепенно уходит в прошлое. Следующим шагом будет массовое внедрение NFC-технологий. Крупные западные игроки уже начинают использовать NFC в своих продуктах, например, в Google Wallet. 

В России операторы «большой тройки» также начали эксперименты с бесконтактными платежами, например, оплата проезда в метро с помощью телефона. Очевидно, что новый способ оплаты гармонично впишется во множество сфер: магазины, заправочные станции, общественный транспорт, рестораны и многое другое. Аналитики прогнозируют, что к 2015 году объем NFC-платежей от общего количества транзакций составит 42,3%. Однако, при явном удобстве новой технологии, массовое внедрение пока невозможно по нескольким причинам. Во-первых, развитие инфраструктуры потребует огромных инвестиций, которые будут направлены на оснащение торговых точек NFC-терминалами. Во-вторых, на рынке представлено довольно мало телефонов, которые поддерживают бесконтактные платежи. Так, вопреки ожиданиям, в iPhone 5 не была реализована эта технология, и аналитики прогнозируют ее появление в новой версии смартфона от Apple. 

С другой стороны, количество телефонов, которые могут использовать бесконтактные платежи, постепенно растет. Что будет новым шагом в развитии мобильных платежей — вопрос времени, но уже сейчас понятно, что крупные игроки будут бороться за лидерство в этой сфере.





Автор: Алексей Ермолаев

Забавное видео

Этот 5-ти летний малыш удивит вас своими баскетбольными навыками!


Нужны деньги до зарплаты?

более 30 сервисов

Кредиты онлайн на карту за 15 минут

от 0,01%

ставка

до 180 дней

макс срок

до 20 000 грн.

макс сумма