Стартап-инкубаторы и бизнес-акселераторы в Украине: что и где искать?

Prosto ли понять, что собой представляют бизнес-инкубаторы и акселераторы, какие стартапы наиболее востребованы у инвесторов? Обзор актуальных программ украинских акселераторов представляет Prostobiz.ua
Главное отличие инкубаторов и акселераторов для бизнеса заключается в том, что в инкубаторе движущей силой является место (инфраструктура), где ваша команда будет сидеть и творить, а в акселераторе – ценность, которую может нести в себе ваша инновация для рынка.
В инкубаторе все направлено на создание бизнеса, даже если человек пришел один с идеей. Здесь он может встретить близких по духу людей, которые помогут разобраться, насколько хороша идея.
В акселераторе сразу проверяется на живучесть и сама идея, и продукт/сервис, который она несет. Но туда стоит приходить с уже укомплектованной командой. Главное, чем акселератор поможет – выйти на рынок с новой концепцией продукта, чтобы получить подтверждение от потенциальных клиентов о его необходимости и ценности.
Итак, если вы ищете место для реализации ваших идей, а также если вам не хватает соратников в команду – вам в бизнес-инкубатор. Если вы имеете вполне самостоятельный коллектив, создавший продукт и нуждающийся в совете профессионалов о том, как эффективнее вывести его на глобальный рынок или как получить положительные отзывы от первых покупателей – вам в бизнес-акселератор.
А теперь о сервисе. Инкубаторы оказывают, в основном, консалтинговые услуги и помогают презентовать проект инвестору. Иногда – обеспечивают будущих предпринимателей офисом, финансами и технической базой, организовывают образовательные мероприятия. В некоторых случаях также предлагаются небольшие инвестиции.
Инкубаторы, сосредоточившиеся исключительно на консалтинге, как правило, не выдвигают строгих правил отбора проектов. Их клиентом может стать каждый предприниматель или команда с идеей, а также с желанием ее воплощать.
Что касается акселераторов, они работают индивидуально с проектом, прошедшим конкурс, привлекая финансовые ресурсы и опытных экспертов-менторов. Главная их задача заключается в том, чтобы совместно со стартаперами за ограниченный период создать инвестиционно-привлекательный продукт на уровне рабочей версии или прототипа. Нередко такие проекты впоследствии получают венчурное финансирование от фондов, работающих напрямую с данным акселератором.
Cтать участником акселерационной программы, получить офисное помещение и первичное финансирование сложнее, поскольку в данном случае скрупулезнее отбираются идеи и проекты, оценивается их инвестиционный потенциал. В акселераторы обычно приглашают высокотехнологичные проекты, подающие надежды на серьезный рост.
Перечень сервиса, который получает участник акселератора таков:
- Менторство – работу с предпринимателями специалистов разных направлений. Это могут быть технологические, финансовые, юридические специалисты, бизнес-консультанты. Для работы в акселераторах приглашаются успешные предприниматели, активно проводятся образовательные программы, мастер-классы, коучинг.
- Обучение – помимо менторства и консультаций непосредственно по проекту, многие программы включают мастер-классы, стажировки, лекции, воркшопы в смежных областях. Таким образом, команды могут добрать знания, которые окажутся необходимыми в дальнейшем для развития бизнеса.
- Инфраструктура – акселераторы предоставляют проектам офисное пространство для работы. Команда обеспечивается офисной техникой, доступом в интернет. Это обуславливает локальную привязку акселераторов: командам нужно переехать в город проведения программы.
- Информационная поддержка – акселераторы являются брендами, обладают связями и медийным влиянием, поэтому проекты получают широкое освещение в прессе еще на момент попадания в программу.
- «Предпосевные» («pre-seed») инвестиции – финансовая поддержка необходима стартапам для вхождения в программу. Во многих акселераторах инвестпартнеры участвуют на этапе рассмотрения заявок, и только те проекты, которые получают «предпосевные инвестиции», могут участвовать в акселераторе. «Pre-seed инвестиции» покрывают расходы команды на протяжение работы в стартапе и позволяют заказывать сторонние разработки для подготовки прототипа проекта.
- Связи с инвесторами. Стартапы, работающие в акселерационных программах, изначально привлекают внимание инвесторов. Это объясняется тем, что среди инвесторов акселераторы заработали хорошую репутацию. В акселераторы изначально попадают наиболее конкурентоспособные, сильные и перспективные проекты. Потенциально связи с инвесторами, которые получаются участники акселератора, повышают шансы на привлечение следующих раундов инвестиций.
В настоящее время в Украине действует несколько активных бизнес-акселераторов.
Название | База | Составляющие программы | Стоимость | Менторы |
---|---|---|---|---|
Консалтинговая компания Bay View Innovations |
| Вход в учебную сессию 1200 грн. каждому проекту. Growth UP получит 5% доли от уставного капитала проекта | Всеволод Гаврилюк (Semanticforce), Артем Яремчук (KitApps), Алексей Лазоренко («ПодорожникИ»), Артем Завьялов (Endorphin) | |
Polyteco | КПИ |
| «Киевская политехника» получает от 5-20% доли в уставном капитале стартапа.Стартовый капитал стартапам не предоставляется. | Вик Корсун и Михаель Эиник (Scienceand Technology Centerin Ukraine), Алек Милославский и Слава Критов (Exigen Capital), Эстер Дайсон (EDventure), Деклан Гордон Кэрролл (Green Pickle InternationalLtd), Боб Айофис и Татьяна Померанцева (System Analysisand Decisions) |
Владельцем выступает Виктор Пинчук через инвестиционно-консалтинговую группу East One |
| East Labs получает 15% доли в стартапе. | Дмитрий Лисицкий (United Online Ventures), Игорь Ким (GIV Capital), Владислав Рашкован (UniCredit Bank), Виктория Тигипко (TA Venture), Александ Ольшанский (Internet Invest Group) | |
Founder Institute | Основателем в Украине стал Вице-Президента компании KM Core Богдан Купич, штаб-квартира находится в Кремниевой Долине |
| Founder Institute приобретает 3,5% акций по рыночной стоимости. Первая инвестиция в компанию составляет от 50 000 долларов. Стоимость курса 600 долларов. | Адам Бенсон, Адео Ресси, Питер Джеймс, Рол Форд |
|
| Wanna Biz получает долю в компании в 10-25% | Андрей Колодюк и Евгений Сысоев (AVentures), Вадим В. Роговский (AdCenter), Павел Башмаков (Stanfy), Артём Бородатюк (Netpeak), Евгений Царюк (In Web), Александр Борняков (Soft Technics), Кирилл Проскурня (MMU Business School) | |
| Учебная программа (2 месяца) Стажировка в США (1 месяц) Пост-девелопмент (2 месяца)
| Happy Farm получает 15% корпоративных прав в стартапе, оказывает услуги на 70 тыс. долларов | Влад Воскресенский (InvisibleCRM), Брайан Сатьянатан (EmergingTechnologies в Turner), Джон Нордмарк (UsingMiles.com), Пол Азоян (GoogleVentures), Джиджи Вонг (MIT / Stanford Venture Lab) | |
Правительство Норвегии совместно с SIVA (Государственная корпорация индустриального развития Норвегии) и Торгово-промышленной палатой Украины |
| iHUB не получает доли в проекте. Обучение стоит 399 грн. в месяц, при этом первый месяц бесплатный |
|
Отметим, что взаимоотношения стартапера с инкубатором могут строиться как на платной, так и на бесплатной основе. В первом случае за фиксированную плату предприниматель получает доступ к обучающей программе, семинарам и коучинговым сессиям. Бесплатное участие возможно в том случае, если деятельность инкубатора или конкретную программу финансируют потенциальные инвесторы, которые затем выбирают среди участников проекты для совместного развития. Размер доли в стартапе, который получает акселератор, варьируется в зависимости от объема финансирования, нематериального вклада и т.д.
Как сделать стартап более привлекательным для бизнес-инкубаторов?
- Основой привлекательности любого проекта, позволяющей как продать стартап, так и привлечь в него инвестиции, является грамотная презентация. В презентации не используйте замысловатых шрифтов, огромных таблиц и мелких надписей и рисунков – на большом экране всего этого не видно, а впечатление от презентации портится;
- Обращайте внимание на соседние рынки – иногда там можно подметить что-то крайне интересное, что в остальном мире упустили из вида;
- Не старайтесь просчитать все возможные микро-нюансы. Выбирайте одно основное направление и презентуйте – все равно любой бизнес-план не выдержит первой встречи с реальным рынком и потребует изменений;
- Оценивайте свой собственный товар или услугу с точки зрения его пользователей; если это возможно, используйте фокус-группы «потребителей» для выявления недостатков товара или услуги;
- Выбрасывайте из проекта все, кроме самого главного. Помните Закон Парето: лишь 20% усилий дают 80% итогового результата.
Автор: Оксана Ярмак
Впечатляющее видео
В 2 года родители купили малышу баскетбольное кольцо и мяч, посмотрите, что умеет этот малыш в 5 лет!


более 30 сервисов
Кредиты онлайн на карту за 15 минут
от 0,01%
ставка
до 180 дней
макс срок
до 20 000 грн.
макс сумма