Провал бизнес-стартапа: 15 наиболее фатальных ошибок

Prosto cовсем непросто успешно реализовать проект, каким бы экономично выгодным и привлекательным он не казался. О том, какие ошибки приводят к банкротству, казалось бы, беспроигрышных стартапов, в частности, в интернет-бизнесе, и на что следует обращать внимание на инвестиционной стадии проекта, – рассказывает Prostobiz.ua





Все издания наперебой советуют, как привести компанию к успеху. Мы решили пойти от обратного – ведь пути, ведущие вниз, часто начинаются с одних и тех же ошибок.

Начнем с того, что оценивать успешность стартапа в прединвестиционный и инвестиционный периоды очень сложно. Иногда проект, который приносит на начальной стадии убытки в 5 тысяч долларов, в итоге окупится быстрее, нежели тот, который сразу дает прибыль в 500 долларов. Поэтому разработанный бизнес-план, даже если он учитывает множество сценариев развития, далеко не гарантия удачных инвестиций.

Эксперты в области высоких технологий во время встреч на конференциях очень любят обсуждать связь между первоначальной идеей стартапа, ее запуском и потенциалом рынка. Голоса на счет важности каждой составляющей бизнес-стартапа, последнее время, сместились с оригинальности самой идеи в строну емкости рынка: 70% – рынок, 29% – команда и только 1% отводится самой идее. Эксперты уверены в том, что первоначальная идея, на самом деле, является только предлогом, чтобы сформировать команду и найти инвестиции.

А главное, сегодня при запуске стартапа нужно «нишеваться»: четко представлять себе целевую аудиторию проекта. В противном случае ничего хорошего из затеи не выйдет.

Итак, предлагаем вашему вниманию топ-15 основных проблем, которые присущи бизнес-стартапам, независимо от их сегмента (по мере снижения их важности):

Ошибка 1. Неправильный подбор кадров. Например, брать в стартап родственника только потому, что он является таковым – не самый удачный поступок, хоть и известно большое количество удачных примеров семейного бизнеса: строительный бизнес Дональда Трампа, гостиничная сеть Хилтонов, «Студия Уолта Диснея». Нехватка умений в команде называлась в качестве причины провала почти каждого третьего стартапа. Среди ошибок кадровой политики также называют: слишком большое количество работников на ранних этапах; большое количество управленцев и малое – исполнителей; многоступенчатая иерархия подчинения.

Ошибка 2. Отсутствие активной реакции на отзывы клиентов. Не так давно мы писали о том, насколько важно сотрудничать с клиентами в интернете посредством их отзывов. Узость взглядов и пренебрежение отзывами пользователей – это фатальные упущения для большинства интернет-стартапов. Например, основатель компании eCrowds, создавшей систему управления веб-контентом, в интервью отмечал, что на начальных этапах проекта потратил много времени, создав систему «для себя» без возможности получения обратной связи от потенциальных клиентов – и оказавшись поэтому в ситуации с ограниченным полем зрения. Он рекомендует не затягивать больше чем на два-три месяца техническую реализацию получения объективного мнения потенциальных клиентов, простого и удобного для последних.

Ошибка 3. Нацеленность на решение интересных основателю задач, а не задач, которые ставят рынок и клиенты. Конечно, можно создать проект и посмотреть, что с ним будет, но лучше заранее знать потребности рынка. Могут пригодится данные статистики, обсуждения на тематических форумах.

Ошибка 4. Непрофесиональное продвижение. Зачастую сами предприниматели игнорировали тонкий маркетинг, предпочитая прямую рекламу – особенно это касается интернет-проектов. Их основателям нравилось писать коды и строить продукты, но у них отсутствовала тяга к продвижению.

Ошибка 5. Нерациональное распределение ресурсов. Тут главный вопрос: стоит ли потратить существенную сумму единовременно для придания импульса продукту или лучше разрабатывать его постепенно?

Ошибка 6. Выпуск продукта/услуги в неподходящее время. Если вы выпускаете разрабатываемый сервис или продукт (скажем, сайт) слишком рано, до хорошей отладки и отшлифовки, пользователи могут сбросить его со счетов как недостаточно хороший, после чего их сложно будет вернуть. Если вы выпускаете продукт слишком поздно, вы можете превысить допустимый уровень дорабочих расходов и упустить благоприятное стечение обстоятельств (как сказал Reid Hoffman, «Если вы не испытываете трудностей при запуске версии 1.0 своего продукта, вы выпустили его слишком поздно»). Неподходящее время выхода продукта было названо причиной краха в более чем 20% случаев.

Ошибка 7. Недостаток мотивации и специфических знаний. Сооснователь UntitledPartners заявил: «Я недооценил важность взаимосвязи между нашими корпоративными и личными интересами». Нехватка мотивации как причина краха фигурирует в 18,8% случаев.

Ошибка 8. Запоздалый отказ от убыточного решения. Если вы принимаете неверное решение, например, по найму сотрудника – быстрее совершите корректирующий поступок. И чем раньше, тем лучше. Как только вы увидите, что ваш продукт не пользуется спросом на рынке, подумайте о необходимых изменениях. Инерция и упрямство, ограничивающие рост и возможность изменить модель бизнеса, назывались среди причин неудач в 20% провальных историй. При том важно проводить оценку эффективности и рентабельности не только проекта в целом, но и каждого отдельного продукта/сервиса.

Ошибка 9. Неэффективное ценообразование. Так, основатель Event Vue заметил, что их смертельной стратегической ошибкой было «следование модели продаж в корпоративном секторе – с ценой каждый раз новой и маленькой».

Ошибка 10. Недооценка личных контактов. В качестве одной из основных причин неудач предприниматели называют неэффективное использование собственной сети общения. Об этом говорится в 16% прецедентов.

Ошибка 11. Разногласия с инвесторами. Вы с легкостью можете изменить концепцию стартапа, но сменить соучредителей – с трудом. Уже в прединвестиционном периоде следует обсудить схему разделения выгод проекта и ответственности. Сооснователь Bricabox рекомендует: «Когда сооснователь покидает компанию, вашим следующим логическим шагом должно стать ограничения на обращение акций для всех ключевых сооснователей».

Ошибка 12. «Распыление» денежного ресурса и сил. Важно запустить на рынок одну вещь и сфокусироваться на одном продукте, иначе вы рискуете остаться с большим количеством почти готовых продуктов, которые не представляют ценности для вас или ваших клиентов. Отвлечение внимания с первостепенных задач на побочные приводит к большим проблемам при выпуске продукта.

Ошибка 13. Высокий уровень конкуренции, барьеры входа на рынок. Сейчас на рынке остается все меньше свободных от конкуренции ниш. И хотя навязчивые мысли о конкуренции не прибавляют здоровья, ее игнорирование привело к неудаче 10% стартапов. Анализировать конкурентную среду стоит как можно чаще, используя, например, классические инструменты бенчмаркинга: карты стратегических конкурентов. Последняя показывает не только преимущества и недостатки компании, но и самого продукта, определяя на основе этого анализа ближайших конкурентов.

Ошибка 14. Дислокация центрального офиса. Ключевые аспекты – это близость к потребителям и возможность эффективных коммуникаций между сотрудниками компании. Отсутствие командной работы и планирования может привести к провалу. Нюансы местоположения назывались в качестве причины неудач в 6% случаев. В своем прощальном письме создатель сервиса микроблоггинга Nouncer рассматривает решение об основании фирмы в Нью-Йорке, как фактор, повредивший его компании (в Нью-Йорке не ощущалось нехватки денег, сообществ, достойных сотрудников и умных людей, способных дать хороший совет).

Ошибка 15. Неполный рабочий день, свободный график работы, дистанционная работа. Все этоподталкивает к «подработкам» сотрудников и основателей бизнес-стартапа. Если на основной работе вы заняты полный день, и никто из вас не посвящает все свое время стартапу, вы рискуете потерять темпы роста компании по причине неоперативности принятия решений. Особенно это касается интернет-бизнеса. Ведь даже краткосрочные проблемы в его работе и доступе приводят к мгновенному оттоку клиентов.

Что касается наиболее распространенных ошибок бизнес-стартапов в сети, статистика исследований Startup Genome говорит: 74% быстроразвивающихся проектов становились неуспешными из-за преждевременного масштабирования. Ни один из них не смог превзойти максимальную отметку количества пользователей в 100 тысяч. А размер их команды был в три раза больше, чем размер команды устойчивых стартапов.

Также выявлена следующую зависимость: неустойчивые стартапы привлекают исполнителей со стороны для разработки продукта в 4-5 раз чаще, чем устойчивые стартапы. 

Вредные советы, или Как убить стартап побыстрее

Эксперты электронной коммерциииз Prom.ua структурировали отличительные черты заранее провальных проектов в этом сегменте и выработали ряд «вредных советов»,  можно сказать, анти-советов, которые точно приведут ваш интернет-бизнес к провалу:

  • «Если вы решили открыть интернет-магазин – сразу же пытайтесь внедрить максимум сложного и навязчивого функционала. С сайта никто не уйдет живым: опросы, рассылки новостей, мини-игры, онлайн поддержка, консультации экспертов. Ничего страшного, если поначалу они будут работать некорректно – читать новости в неправильной кодировке даже интереснее, а разговор с роботом, знающим всего пять фраз, в онлайн-поддержке – развивает у потребителя нетребовательность и терпимость».
  • «Разместиться лучше на бесплатном хостинге. Название сайта должно быть максимально сложным и сразу же указывать на его функционал / владельца. Например, магазины с адресами ivan-trofimovich-ltd.prodam.komod.narod.ru или odezhda-iz-germanii-so-skidkoy.stylniy.second.kiev.ua обязательно привлекут посетителей, ведь длина ссылки на сайт, как длина лимузина – повод для гордости владельца».
  • «Интерфейс магазина обязан быть максимально красочным – один раз посетив сайт, человек не должен забыть его никогда. Используйте гиф-анимацию, это стильно и современно».
  • «Фотографии продукции не обязательно размещать, можно и подождать – люди должны сами знать, как выглядит то, что они хотят купить, а кто не знает – всегда может погуглить. Делать фильтры продукции необязательно, пусть гости сайта не ленятся вчитываться в прайс-листы».
  • «Размещайте рекламу магазина на самых дешевых площадках. В любом случае, вашей целевой аудиторией должны быть все, так эффективнее привести максимум народа на свой сайт, а придя единожды, люди не смогут отказать себе в покупках».

«На письма в поддержку сайта и жалобы отвечать необязательно – все равно, написавшие забудут или просто не смогут ничего поделать. Вокруг еще поле непаханое потенциальных потребителей, один недовольный интернет-клиент нам нипочем».

Напоследок хочется сказать, если ваш проект все-таки потерпел крушение – не отчаивайтесь. Согласно опыту Стива Блэнка предпринимателя, который преподает в университетах Беркли, Стэнфорд и Коламбия), переживание неудачи проходит в шесть стадий: шок и удивление, отрицание, злость и обвинения, депрессия, принятие и, наконец, вдохновение и перемены. А вот уроки, которые он дает начинающим предпринимателям:

  • Не застревать на стадиях отрицания, обвинений или депресии – продолжать двигаться вперед; а именно: не отмахиваться от принятия своей роли в провале, после чего и получить вдохновение, которое поможет изменить свое поведение, принять вызов и в следующий раз сделать все по-другому.




Автор: Оксана Ярмак


Нужны деньги до зарплаты?

более 30 сервисов

Кредиты онлайн на карту за 15 минут

от 0,01%

ставка

до 180 дней

макс срок

до 20 000 грн.

макс сумма




Забавное видео

2-х летний малыш любит бросать. Смотрите, что получилось, когда родители купили ему баскетбольное кольцо!