5 шагов по организации интернет-магазина

В век технологий для ведения бизнеса совершенно не нужно снимать огромный офис, нанимать персонал, устраивать громкие презентации для привлечения клиента, регулярно посещать отделение банка для проведения различных денежных операций. Вести бизнес теперь можно, сидя дома на уютной кухне, используя ноутбук с доступом в Интернет. Prostopravo разбирался, какие юридические шаги следует сделать, чтобы организовать интернет-магазин.





Шаг 1. Выбираем организационно-правовую форму

Если вы собираетесь начинать бизнес в одиночку, и запланированные объемы доходов на первых порах невысоки, вполне достаточно будет зарегистрироваться в качестве физического лица-предпринимателя (далее – ФЛП).

Если же партнеров несколько, и вы хотите зафиксировать долю участия каждого и распределение доходов от участия в бизнесе, соответственно вкладам, то стоит регистрировать юридическое лицо, наиболее удобной формой в этом случае будет общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО). В уставе ООО можно предусмотреть долю участия каждого из партнеров, за счет чего каждый из участников формирует свой взнос (это могут быть не только деньги, но и другое имущество – оборудование, здания, помещения, права интеллектуальной собственности и т.д.).

Шаг 2. Подготавливаем пакет документов

Если приняли решение регистрировать ФЛП, то здесь все более-менее просто. Все, что потребуется – заполнить регистрационную карту по форме 10. Ее легко найти на официальном сайте Государственной регистрационной службы. Сложного в заполнении ничего нет, основное – выбрать виды экономической деятельности. Действующий классификатор видов экономической деятельности (КВЭД 2010) адаптирован под современные экономические реалии, поэтому Раздел 47 содержит класс 47.91 – розничная торговля, осуществляемая фирмами почтового заказа или через сеть Интернет. Не включает этот класс только интернет-торговлю автотранспортом, мотоциклами и деталями к ним. Ограничивать себя только этим классом не стоит, для торговой деятельности можно дополнительно подобрать еще несколько классов из 47 и 46 разделов секции G КВЭД 2010.

Для регистрации ООО пакет документов более серьезный. Необходимо решение собственников о создании предприятия, оформляемое протоколом Общего собрания учредителей. В этом же протоколе принимается решение об утверждении устава (либо решение о том, что ООО действует на основании модельного устава), о назначении директора, о местонахождении ООО, размере уставного капитала и порядке его формирования. Если кто-то из учредителей вносит свою часть не денежными средствами, а имуществом или имущественными правами, учредители должны зафиксировать в протоколе стоимость, по которой они принимают такое имущество или имущественные права для внесения в уставной капитал. На собрании учредителей могут быть рассмотрены и другие вопросы, связанные с созданием и дальнейшей деятельностью предприятия. Если ООО будет действовать на основании собственного, а не модельного устава, то такой устав следует разработать и утвердить подписями учредителей. Регистрационная карта заполняется по форме 1.

Шаг 3. Регистрируем субъект предпринимательской деятельности

Сформировав пакеты документов, можно отправляться регистрировать свою бизнес-единицу.

Регулируется процедура государственной регистрации субъектов хозяйственной деятельности Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей». Государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности проводят государственные регистраторы. В целом, процедура регистрации одинакова для всех субъектов предпринимательства, поскольку она сводится к внесению данных в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. Разница состоит лишь в пакете документов, которые должен подать для госрегистрации ФЛП и юридическое лицо, а также в размере регистрационного сбора.

Итак, для регистрации ФЛП идем к государственному регистратору по месту жительства будущего ФЛП (либо согласно регистрационному штампу в паспорте, либо согласно документу, подтверждающему постоянное проживание по указанному в регистрационной карте адресу). При себе совершеннолетнему гражданину следует иметь:

  1. Паспорт.
  2. Копию документа, подтверждающего регистрацию в Государственном реестре физических лиц-налогоплательщиков (справка о присвоении ИНН).
  3. Заполненную и подписанную регистрационную карту по форме 10.
  4. Квитанцию об уплате регистрационного сбора в размере 34 гривен.

Требовать дополнительные документы государственный регистратор не имеет права. Данные вносятся в Единый государственный реестр, после чего государственный регистратор уведомляет о государственной регистрации ФЛП органы статистики, налогов и сборов и Пенсионного фонда, которые в свою очередь обеспечивают постановку предпринимателя на учет, отправляя государственному регистратору соответствующие данные, которые отражаются в Выписке из Единого государственного реестра. За Выпиской ФЛП приходит к государственному регистратору через 3-4 рабочих дня.  Этой Выписки достаточно для изготовления печати и открытия текущего счета в банке.

В случае с регистрацией ООО процедура практически аналогичная.

Особенности:

  • выбор государственного регистратора в соответствии с адресом, указанным в Уставе (место жительства одного из учредителей, арендованное помещение, помещение, находящееся в собственности одного из учредителей).
  • размер регистрационного сбора – 170 гривен
  • пакет документов должен содержать:
    1. Решение Общего собрания Учредителей, оформленное протоколом
    2. Два экземпляра Устава (если не используется модельный)
    3. Заполненная регистрационная карта по форме 1
    4. Квитанция об уплате регистрационного сбора
    5. Если среди учредителей есть юридическое лицо, необходимо предоставлять информацию с документами, подтверждающими структуру собственности такого юридического лица, которая давала бы возможность установить физических лиц – владельцев существенных долей в этом юридическом лице.

Далее государственный регистратор принимает документы и если у него нет к ним замечаний, действует по процедуре, описанной по регистрации ФЛП.

Регистрация завершена, Выписка из Единого государственного реестра на руках, можно начинать работу. Но прежде, изучим еще некоторые нюансы.

Шаг 4. Выбираем систему налогообложения

При выборе системы налогообложения следует отталкиваться от предполагаемого уровня доходности магазина, количества нанятых работников, возможности подтвердить документально расходов, предполагаемого круга покупателей.

Глобально выбор лежит между общей и упрощенной системой налогообложения. У каждой из них свои плюсы и минусы. Общая система налогообложения дает возможность за счет затрат снизить доходную часть, подлежащую налогообложению. Упрощенная система налогообложения позволяет тратить меньше времени на ведение бухгалтерского  учета, выбрать наиболее оптимальную для себя ставку налогообложения.

Более подробно на вопросах налогообложения интернет-магазина стоит остановиться в рамках отдельного материала.

Шаг 5. Открываем счет и начинаем торговлю

Поскольку интернет-магазин может ограничить себя от общения с клиентом формой заказа товара, безналичной оплатой и доставкой курьерской службой, то наличие банковского счета для интернет-магазина, владельцем которого является ФЛП, скорее атрибут удобный, нежели необходимый. Для юридического лица банковский счет необходим однозначно. Поэтому несколько слов об открытии счета.

Упрощение процедуры государственной регистрации бизнеса, привело и к сокращению количества документов, требуемых банками для открытия счета. Если речь идет об открытии счета для ФЛП, то достаточно иметь при себе паспорт, документ, подтверждающий регистрацию в Государственном реестре физических лиц-налогоплательщиков (справка о присвоении ИНН), карточки с заверенными нотариусом образцами подписи ФЛП, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц предпринимателей.  Юридическим лицам надлежит предоставить копию устава, копию выписки из Единого государственного реестра и карточки с образцами подписей лица, уполномоченного распоряжаться счетом, и оттиска печати ООО.

Вот теперь, когда субъект предпринимательства зарегистрирован, состоит на учете в органах доходов и сборов, Пенсионном фонде Украины, открыл текущий счет в банке, можно начинать торговлю. Однако, существует еще много деталей, которые следует изучить, чтобы Ваш интернет-магазин не пострадал от деятельности контролирующих органов, о чем будет рассказано в следующих материалах.





Автор: Адвокат Дмитрий Гутгарц


Нужны деньги до зарплаты?

более 30 сервисов

Кредиты онлайн на карту за 15 минут

от 0,01%

ставка

до 180 дней

макс срок

до 20 000 грн.

макс сумма




Забавное видео

Этот малыш еще ходит в садик, но играет в баскетбол лучше многих взрослых!